Я свинья, и это нормально

04.06.2011

Если вы еще не знакомы с творчеством американской художницы корейского происхождения Миру Ким, советуем не терять времени, ведь ее творчество привлекает внимание таких уважаемых и известных изданий, как “The New York Times”, “Korea Herald”, “The Financial Times”.

Миру Ким привлекают заброшенные станции метро, полуразрушенные заводы, городские руины, тоннели, коллекторы. В своих работах художнице удается передать своеобразную эстетику мест, которые многие из нас предпочитают обходить стороной.

Последний свой проект Миру Ким посвятила свиньям. А если точнее — поиску сходства свиней и людей. Проект получился настолько впечатляющим, что о нем охотно писали зарубежные Vogue Girl, TED.com, The Financial Times, The New York Times, The Korea Daily и многие другие.

Для создания фотоснимков художнице пришлось посетить не одну промышленную свиноферму.

Фотопроект Миру Ким назвала The Pig That Therefore I Am, и сама снималась в загоне со свиньями. Почему объектом внимания стали именно свиньи?


Миру говорит, что еще со времен обучения в медицинском колледже ее удивляло поразительно сходство внутренних органов человека и свиньи. Для ученых давно не секрет, что анатомически свиньи имеют больше сходства с человеком, чем обезьяны.

Тема сходства настолько заинтересовала Миру Ким, что она решила изучить ее более пристально. Первое, на что обращаешь внимание, глядя на фото — визуальное сходство человеческой и свиной кожи. Акцент на цвете и текстуре кожи сделан не случайно, сама художница придает ему очень большое значение. «Кожа — это единственная ткань, которая наделена чувствительностью и может выражать чувства. Она дрожит, дышит, слушает, понимает, любит и позволяет любить себя, на ней остаются следы наших эмоций, морщинки, раны, раздражения. Все это мы переживаем в душе, но наши переживания находят отражение на коже. - говорит Ким. - И моя кожа, и кожа свиньи хранит отпечатки воспоминаний в виде морщин, шрамов, высыпаний. Всё это — отметки времени, отметки, которые оставляет душевная боль и переживания. Все мы живем в одно время и разница лишь в том, что одни из нас обнажены полностью, другие — частично. Мы, люди, привыкли прятать нашу кожу под одеждой, рождаясь, наша кожа — это чистый холст, который со временем покрывается следами. Кожа — это единственный покров, который мы не можем сбросить до самой смерти.»


«Чтобы позволить другим услышать и ощутить красоту, поэзию, музыку так, как ощущаем ее мы, в какой-то момент нужно быть готовым к символичному процессу сдирания кожи – только предложив ее другим мы можем быть поняты. Моя содранная кожа – эти фото, несущие в себе образ смешивающихся тел. Здесь, на этой коже смешиваются души человека и животного – так смешиваются земля и вода, создавая причудливые и недолговечные рисунки и узоры на берегу». 

Миру Ким не искала моделей для фотопроекта «The Pig That Therefore I Am», а сама снялась со свиньями прямо в загонах. По словам фотографа, свиньи очаровывали ее еще со времен учебы в медицинском колледже. Тогда на уроках анатомии ей нередко приходилось препарировать эмбрионы свиней, и снова и снова поражаться тому, насколько сходны органы свиньи и человека. Миру Ким решила более пристально изучить эту тему, затрагивая не только анатомические аспекты, но и культурные – ведь практически во всех культурах свиньи присутствуют (правда, это чаще отрицательные персонажи, чем наоборот).


Для своей фотосессии Миру старалась выбирать светлокожих свиней, чтобы снова и снова подчеркивать жутковатое визуальное сходство человека и свиньи. Миру Ким признается, что вначале заходить в загон к свиньям и оставаться там на время съемок было страшновато. Бывали случаи, когда свиньи без видимых причин начинали волноваться и шуметь, и тогда девушке приходилось буквально спасаться бегством. Несколько раз ее сильно кусали – зубы и челюсти у свиней достаточно мощные для того, чтобы нанести серьезные увечья, но к счастью для Миру Ким, дальше синяков дело не пошло. Со временем художница научилась понимать лучше свиней, и работа пошла успешнее. Еще одна трудность, но уже скорее эстетического характера, с которой пришлось столкнуться во время работы – это нечистоты. Загоны были оборудованы решетками, чтобы навоз проваливался вниз, под пол, а затем убирался. Но, несмотря на это, весь пол был покрыт зловонными засохшими лепешками. Миру Ким вспоминает, что частенько свиньи сами пытались избавиться от навоза, выталкивая его из загона. Самым же неприятным моментом было то, что слишком резкий запах в загоне настолько впитывался в кожу и одежду, что смыть его было практически невозможно. После одной, слишком долгой сессии, которая длилась около шести часов, Миру Ким даже заболела от навозной пыли.


В подтверждение своего мнения о том, что человек и свинья находятся на одном уровне, Миру Ким приводит знаменитую фразу Уинстона Черчилля: «Мне нравятся свиньи. Собаки смотрят на нас снизу вверх. Кошки смотрят на нас сверху вниз. А свиньи смотрят на нас, как на равных». Во время работы у Миру Ким сложилось впечатление, что свиньи тоже изучали ее, и пытались понять, что это за странное существо и не является ли оно какой-то необычной свиньей. Хозяин одной из ферм был очень удивлен тем, насколько дружелюбно его «подопечные» отнеслись к Миру Ким и посчитали ее своей – его самого свиньи не раз пытались укусить. Миру Ким не согласна с западной концепцией, согласно которой, человек находится на самой верхней ступени развития. Гораздо ближе ее убеждениям буддистский взгляд на устройство мира, где все живые существа неразрывно связаны между собой в общем круговороте жизни. Свиньи и по строению тела, и по социальному устрою очень близки к человеку – в их стаях обязательно есть вожак, существует борьба за лидерство, взаимопомощь.